Как происходит оформление на работу

Количество грустных историй о том, что, несмотря на все заверения, работодатель по тем или иным причинам отказывается официально оформлять сотрудника на работу, уже превышает все мыслимые пределы. WDay.ru разобрался, что к чему в сложном мире официальных бумаг.

История из жизни.

 

В феврале Алена устроилась на работу. Верстальщицей с испытательным сроком три месяца. Оформить на работу обещали в первый рабочий день. Алена принесла ИНН, пенсионное свидетельство, трудовую книжку. Даже регистрацию накануне оформила и сфотографировалась. Но по просьбе отдела кадров ее оформление отложили. Сначала на день. Потом еще на два.
На четвертый день Алена верстала буклет, краем глаза наблюдая, как шеф роется в ворохе бумаг на столе сотрудников, пытаясь найти образец заявления о приеме на работу. А краем уха слыша, как руководитель отдела выясняет у кадровика по телефону, есть ли в штатном расписании должность верстальщика! Заявление о приеме на работу пришлось переписывать четыре раза: то написано не по форме, то дата не указана, то зарплата отсутствует. В конце концов, завизированное заявление вместе со всеми документами легло на стол кадровика, Алена заполнила анкету. А спустя неделю шеф предложил ей написать заявление еще раз. Теперь уже о приеме на должность модератора.
Оказалось, что запись в трудовую книжку Алены все еще не сделана. Прежним штатным расписанием верстальщик не предусмотрен. Утвердить новое может только гендир, а он в отпуске. «Тебя оформят модератором, чтобы ты смогла получить зарплату в срок, — убеждал шеф. — Модераторскую. Потом напишешь заявление о приеме на должность верстальщика, и тебе доплатят разницу».
Вроде бы ничего страшного, но есть и подводный камень. Если в отдел кадров неожиданно нагрянет проверка, то бутафория, необходимая для получения зарплаты, обернется реальностью. В трудовую верстальщицы Алены в срочном порядке придется вносить запись о модераторстве. Но шеф обещал этого не допустить. «Ты мне веришь?» — вопрошал он.
Последней каплей стала фраза о том, что запись в трудовую делается по факту прохождения испытательного строка. Алена не выдержала и забрала трудовую книжку. Бумажная волокита обернулась для компании потерей сотрудника.

По порядку.

Источник: dreamstime.com

1. Документы.
В Трудовом кодексе четко прописано, какие документы требуются от сотрудника при устройстве на работу. В обязательный перечень (определяемый 65й статьей ТК) входят:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Работодатель оставляет себе копию всех заполненных страниц, которая подшивается в ваше личное дело.
  • Трудовая книжка. Первая трудовая книжка оформляется на первом месте работы. Она хранится у работодателя все то время, пока вы у него работаете, и возвращается к вам после увольнения. Обычно, для того, чтобы забрать документы, вам нужно принести в отдел кадров обходной лист со всеми нужными подписями (этот документ подтверждает, что у вас не осталось перед компанией никаких обязательств)
  • Для военнообязанных – документы воинского учета.
  • Документ об образовании или квалификации – если работа требует специальных знаний или подготовки.
  • Свидетельство государственного пенсионного страхования. Если вы заключаете трудовой договор впервые, его вам оформит работодатель.

Есть еще перечень необязательных документов, которые, однако, могут потребоваться на некоторых специфических должностях. В него входят:

  • Регистрация. Вообще-то, требовать у гражданина РФ регистрацию незаконно, однако очень многие компании продолжают это делать. Отсутствие регистрации может стать неофициальным поводом в отказе при приеме на работы. То есть, вам скажут, что вы не прошли конкурсный отбор, не подходите по квалификации – все что угодно. И доказать дискриминацию будет очень сложно. Кстати, иностранным гражданам требуется разрешение на работу в России.
  • Справка о зарплате с прежнего места работы (2 НДФЛ). У вас могут ее попросить, но предоставлять или нет – сугубо ваше личное дело. Если вы приступаете к работе не с нового года, она вам потребуется, чтобы оформить налоговые вычеты за текущий год (если вы имеете на них право).
  • Медицинская книжка. Необходима продавцам, тем, кто работает с пищевыми продуктами, при работе в детских и медицинских учреждениях (полный перечень таких специальностей определяется 213 статьей ТК). С офисных работников, как правило, требовать ее не имеют права.
  • ИНН. В перечне обязательных документов его нет, однако почти все работодатели просят его предоставить. Оформить его довольно просто – нужно прийти с паспортом в налоговую инспекцию по месту регистрации.
  • Характеристика с прежнего места работы или рекомендательные письма.
  • Стоит иметь в виду, что поддельные документы из этого перечня – основание для увольнения (п. 11 ст. 81 ТК). Чаще всего подделывают медицинские книжки, поэтому трудовая инспекция смотрит на них в первую очередь.

2. Сроки.

Источник: dreamstime.com

Сроки оформления на работу жестко прописаны в трудовом законодательстве: в течении 5 дней с момента начала вашей работы в компании в трудовую книжку должна быть внесена соответствующая запись, и три дня дается на заключение трудового договора. Так что все аргументы типа «мы оформим вас с нового года / по истечении испытательного срока / первого приведенного клиента» — отговорки, не имеющие никаких законных оснований.

5 шагов на работу.

Итак, процедура оформления сотрудника в штат выглядит следующим образом:

Делай раз: заявление.
Вы пишите заявление о приеме на работу. В нем должно быть указано название организации, фамилия руководителя, ваша должность, структурное подразделение, условия приема, дата.
Например:

Генеральному директору ООО «ХХХ»
Иванову П.П.
от Кузнецовой Н. Н.

Заявление

Прошу принять меня на должность менеджера в отдел рекламы с 27 марта 2008 года.

Дата
Подпись

Руководитель в этом заявлении указывает ваш оклад, ставит дату, свою подпись и печать. А потом передает в отдел кадров.

Делай два: знакомство.
Знакомиться надо с нормативными документами: правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, условиями вашей ответственности перед компанией и прочей канцелярией.

Делай три: трудовой договор.
Вы подписываете трудовой договор. В нем должно быть прописано время работы и отдыха, отпуск, ваш оклад и все причитающиеся надбавки, условия ответственности сторон. Договор подписывается в двух экземплярах, визируется, и одна копия передается вам, а вторая остается в отделе кадров. Подписать его необходимо в течении трех дней с момента начала работы.
Кстати, по 67 статье ТК, если договор в течение этого не подписан, считается, что он заключен автоматически.

Делай четыре: приказ
Только делать этот шаг нужно не вам, а отделу кадров. Он должен издать приказ о вашем приеме на работу, а вы – ознакомиться с ним и расписаться.

Делай пять: запись в трудовой
Наконец, последний шаг – это запись в вашей трудовой книжке. Она должна появиться в обязательном порядке, неважно, работаете вы временно, или проходите испытательный срок. Делать запись в трудовой не нужно только совместителям: у них трудовая остается на основном месте работы.
 


А если нет?

Если работодатель категорически отказывается оформлять вас на работу, или сроки оформления превышают все разумные пределы, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию и потребовать проверки.

Государственная инспекция труда в Нижегородской области Федеральной службы по труду и занятости

Адрес: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.3, корп.3
Телефон: (831) 433-38-08 факс (831) 433-25-25
E-mail: git@sinn.ru

Федеральная служба по труду и занятости: +7(495) 298-87-37, Москва, Биржевая площадь, д.1, www.rostrud.info

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0




Другие новости этой рубрики
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьПодробнее

0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x
Яндекс.Метрика