Ловушка для одиноких стариков

Пенсионеры подписывают договоры ренты, которые невозможно расторгнуть
Старость — не радость. Это все знают. Но всерьез задумываться об этом люди начинают, когда она, эта старость, приходит. Тогда-то и оказывается, что ходить за продуктами, заниматься уборкой в квартире и делать другие повседневные вещи становится все труднее. Хорошо, когда есть отзывчивые и любящие дети и внуки, всегда готовые прийти на помощь, но испытать этакое счастье дано не всем. Иногда дети и внуки живут своей жизнью и совсем не жаждут возиться со старыми и немощными предками. Вот благодаря их равнодушию и процветает весьма выгодный бизнес, узаконенный, кстати, Гражданским кодексом РФ.
Он сражался за родину…
Андрею Михайловичу Жучкову девяносто один год. Он не только ветеран Великой Отечественной, но еще и участник войн с белофиннами (1939-1940 гг.) и Японией (1945 г.). Силач, занимавшийся боксом, десантник в годы ВОВ, он принес с трех войн не только осколок в левом легком и переломанный позвоночник (сросшийся, но в последнее время все чаще напоминающий о переломе), но и воспоминания о трудной, но очень яркой жизни. Однако так сложилось, что не задалась судьба единственного сына, который, получив изрядную дозу облучения во время службы в ракетных войсках, "поехал крышей", стал пить, воровать деньги и вещи из дома. Андрей Михайлович держался до последнего: ни разу его никто не видел пьяным, унылым или нездоровым — до сих пор зарядка по утрам, практически полный отказ от алкоголя и курения позволяли Андрею Жучкову всегда быть в отличной форме. Согнула его смерть любимой жены.
— Она уж десять лет как умерла от диабета, — рассказывает бывший фронтовик. — Ногу ей отняли, из больницы привез — она и померла. Я ведь и не болел до этого-то, хоть и с осколком живу, а как она умерла, так у меня удар случился, я ослеп и оглох разом. А после этого стали и ноги болеть, и голова, и позвоночник. Свет белый стал не мил.
Не сложились отношения и с внуками, которые совсем перестали общаться с дедом после трагедии, случившейся с их отцом и единственным сыном Андрея Михайловича. Уже и сына-то нет — умер несколько лет назад от инсульта, и внуки, живущие в Москве, не стремятся в гости к дедушке.
— Раньше ездили ко мне за деньгами, а теперь даже и не звонят. Не нужен я никому, один, совсем один, — жалуется старик.
Меняю квартиру на заботу
Пытался Андрей Михайлович подыскать себе помощника по хозяйству — не получилось. Все сам — в магазин сходить, обед приготовить, одежду постирать — подмоги ждать неоткуда. И вдруг услышал рекламу по радио: некая организация с красивым названием "Фонд социальной защиты пенсионеров" предлагает всем нуждающимся в помощи старикам заключить с ними договор, после чего работники фонда станут обеспечивать пенсионеров продуктами и осуществлять весь необходимый уход по хозяйству. Обрадовался Андрей Михайлович — помогут! Но прежде чем позвонить, прослушал рекламное сообщение несколько раз. Наконец, решился. Набирая заветные цифры, был уверен: предприятие, куда он звонит, государственное. В этой уверенности полуслепой старик, так и не сумевший толком разобраться в подписанном им договоре, будет пребывать еще долго…
Вскоре пришла к Андрею Михайловичу женщина. Представилась директором "Фонда социальной защиты пенсионеров" Юлией Евгеньевной Большаковой. Она рассказала старику, в чем заключается суть деятельности возглавляемого ею фонда. Многого он, конечно, не понял, но главное запомнил крепко — он должен подписать с Юлией Евгеньевной договор, по которому он передает все права на свою квартиру фонду, а взамен работники Большаковой будут доставлять ему продукты и помогать по хозяйству. Подумав, Андрей Михайлович согласился: мол, внукам ни я, ни квартира моя не нужна, а тут хоть помощь какая-то будет.
Что же представляет из себя вышеупомянутый фонд? Коммерческая организация ООО "Фонд социальной защиты пенсионеров" осуществляет помощь одиноким пенсионерам, используя механизм, действующий на основе договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, основные положения которого сформулированы в главе 33 (ст. 583-605) Гражданского кодекса РФ. Суть договора пожизненной ренты состоит в том, что одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) свое имущество (в нашем случае — это квартира) в обмен на определенную денежную сумму и ежемесячные платежи. Проще говоря, хозяин квартиры готов передать право собственности на жилье человеку или организации, которые будут содержать его до конца жизни. При этом пожилой человек остается жить и прописан постоянно в своей квартире. Это право жестко охраняется законом и в обязательном порядке должно указываться в договоре ренты. В итоге получается, что рентоплательщик за весьма небольшую, по сравнению с рыночной, цену приобретает право собственности на квартиру, но право проживать в ней он получает только после смерти рентополучателя. Он не может ни продать, ни обменять жилье, лишь переуступить договор ренты. В течение жизни рентополучателя новый владелец квартиры может только отдавать суммы, предусмотренные соглашением, оплачивать коммунальные услуги и выполнять прочие обязательства по договору — нередко это уборка в квартире, доставка продуктов, обеспечение пенсионера транспортом и медицинским уходом. То есть на плечи рентоплательщика в ряде случаев ложится не только материальное, но и личное участие в жизни рентополучателя. Все эти тонкости должны быть предусмотрены видом договора и его пунктами. При этом рентоплательщиком чаще всего является физическое лицо, нуждающееся в квартире, а Фонд социальной защиты пенсионеров лишь выступает в качестве посредника, находя и сводя между собой рентоплательщиков и рентополучателей.
Договорные путы
Договор между Андреем Жучковым и Юлией Большаковой был заключен в сентябре 2006 года. Через какое-то время Большакова перезаключила договор на физическое лицо, некую Елену Анатольевну, именуемую в дальнейшем рентоплательщик. Теперь именно Елена Анатольевна является собственником квартиры Андрея Михайловича, она оплачивает коммунальные платежи за квартиру и ренту пенсионеру в размере 900 рублей в месяц (помимо этого, она выплатила крупный единовременный взнос и пенсионеру, и фонду — так как именно тот занимается социальным обслуживанием рентополучателя). В общем-то, все законно. Но есть один нюанс: из всех обязательств, которые должен выполнять рентоплательщик, в договоре указано только одно — ежемесячная выплата ренты. Ни уборки в квартире, ни доставки продуктов, ни прочей помощи по хозяйству договором не предусмотрено. А ведь именно в этом нуждается Жучков.
— Я уж не вижу ничего, — говорит Андрей Михайлович, — готовить, убираться и стирать мне тяжело. А ведь они, из этого фонда, только продукты из магазина принесут и сразу убегают. Не такой помощи мне бы хотелось.
Поэтому стал пенсионер подумывать о расторжении договора с ООО "Фонд социальной защиты пенсионеров". И вот тут-то началось самое интересное. Оказывается, сделать это довольно сложно, и, скорее всего, попросту невозможно. Потому что в договоре указано, что расторгнуть договор рентополучатель может лишь в том случае, если рентоплательщик не выполнял своих обязательств. А обязательства, указанные в договоре, как уже было сказано, сводятся лишь к ежемесячной выплате ренты, что для пенсионера, кстати, не так уж и важно, так как ветеран войны и без этих 900 руб. в месяц получает весьма неплохую пенсию. Гораздо важнее для него реальная помощь по хозяйству, но такого обязательства в договоре нет и в помине. Правда, продукты работники фонда Андрею Михайловичу все же носят, но на этом их "уход за пенсионером", собственно, и заканчивается. Да и эта договоренность о доставке продуктов только устная, что тоже очень затрудняет предъявление к фонду каких-либо претензий по поводу невыполнения ими ранее оговоренных услуг. Мы решили обратиться за консультацией к юристу:
— Учитывая, что в договоре предусмотрено только одно обязательство — по выплате ренты, шансов расторгнуть договор у пенсионера практически нет, — комментирует ситуацию заместитель директора ООО "Юридическая служба" Алексей Лазаренко. — В моей практике как-то был подобный случай, но там было прописано гораздо больше прав рентополучателя и обязанностей рентоплательщика… Понимаете, вся проблема на самом деле в том, что закон слишком мало требует от плательщика ренты, но ведь пенсионеры имеют право на бесплатную юридическую консультацию. Поверьте, если бы он проконсультировался, то его, скорее всего, отговорили бы от подписания подобного договора или, по крайней мере, подсказали бы ему, какие в договоре должны фигурировать обязательства рентоплательщика.
Закон не нарушен
— По договору плательщик ренты несет только материальную ответственность, — рассказывает директор ООО "Фонда социальной защиты пенсионеров" Юлия Большакова. — Он обязан выплачивать коммунальные платежи за квартиру и ежемесячную ренту. Никаких других обязательств по договору нет. От нас же к пенсионеру ходит патронажная сестра, которая, получая зарплату за свою работу у нас, осуществляет уход за пожилым человеком. Для получателя ренты это некий положительный фактор, так как патронажная сестра никоим образом не заинтересована в квартире, а потому и доверия к ней у пенсионера, как правило, больше.
Почему уход, который все-таки осуществляется патронажной службой ООО "Фонд социальной защиты пенсионеров", не прописан в договоре, не очень понятно. По словам Большаковой, Андрей Михайлович сам отказался и от уборки в квартире, и от приготовления пищи (но где это зафиксировано письменно?). При этом она сказала, что они стараются избегать приготовления обедов, чтобы избежать развития у пенсионеров мнительности по поводу того, что в пищу может быть что-то подмешано. Согласитесь, довольно противоречиво: с одной стороны — стараются избегать, а с другой — они бы рады готовить, но ведь пенсионер сам отказался. Но самое главное — никаких документальных подтверждений, что они действительно должны готовить и убирать квартиру человеку, который с их помощью передает право собственности на квартиру другому лицу, нет. Наверное, с их точки зрения, это правильно, ведь пенсионеру в таких условиях чрезвычайно сложно расторгнуть договор, в котором прописано лишь одно обязательство. Все это, хоть внешне вполне законно и благопристойно, смахивает на какую-то ловушку, придуманную для юридически неграмотных пенсионеров, у которых после подписания договора не остается никакого выбора.
Оксана ОЛЬШАНСКАЯ.
Фото Михаила ШИБАРОВА.

© 2008 Сайт издательского дома "Дрим Тим"

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0




Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьПодробнее

0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x
Яндекс.Метрика