Шведские ученые создали искусственную нервную клетку

Исследователи Каролинского института, воспользовавшись возможностями органической биоэлектроники, создали функциональную искусственную нервную клетку, которая способна имитировать нервные клетки человека и общаться с ними таким же образом, каким они это делают друг с другом в обычном "живом" режиме. Об этом в среду сообщила пресс-служба шведского Каролинского научно-исследовательского медицинского института в связи с публикацией работы ученых в международном научном журнале Biosensors & Bioelectronics.

Ученые, поясняя суть изобретения и принцип работы их устройства, заметили, что нервные клетки человека изолированы друг от друга и общаются с помощью химических сигналов, называемых сигнальными субстанциями или нейротрансмиттерами. В нервной клетке, продолжают ученые, сигнальные субстанции превращается в электрические импульсы, которые путешествуют по клеточной мембране, пока они не достигнут другого конца клетки. Затем электрический сигнал преобразуется в химический, который передается дальше в следующую клетку.

Сегодня для того, чтобы повлиять на связь между нервными клетками человека используют электрическую стимуляцию.

Исследователи Каролинского института в сотрудничестве с коллегами из другого шведского ВУЗа — университета города Линчёпинга, разработали, в частности, небольшой органический биоэлектроннный компонент, который может обнаруживать химические сигналы, а затем передавать их дальше клеткам человека.

"Наша искусственная нервная клетка состоит из проводящих полимеров —некоторой из форм пластика, который проводит электричество. Искусственная клетка таким же образом, как человеческие нейроны, обнаруживает изменения в химическом сигнале, который затем преобразуется в электрический сигнал. С помощью электронного программного обеспечения сигнал посылается далее в нужное место, где он преобразуется в химический сигнал, который воздействует на следующую клетку", — сказала один из руководителей исследования, профессор клеточной микробиологии Агнета Рихтер-Дальфорс, комментируя в сообщении для прессы результаты анализа.

Ученые надеются, что их исследование сможет улучшить лечение тех неврологических заболеваний, которые сегодня зависят от традиционного метода электрической стимуляции нервных клеток.

"Пока наша искусственная нервная клетка относительно большая, но с помощью современных нанотехнологий ее размеры можно уменьшить и в конечном итоге сделать имплантатом, который можно будет установить пациенту", — сказала Рихтер-Дальфорс.