Больше всего наград в Каннах получила иранская драма Асгара Фархади «Коммивояжер»

Больше всего наград в Каннах получила иранская драма Асгара Фархади "Коммивояжер" — две. Но обе, увы, не главные. Для меня-то этот фильм был основным кандидатом на "золото".

Еще ни разу в эти фестивальные дни зал не испытывал столь острого сочувствия к происходящему, не искал вместе с героями ответов на сложные психологические и этические вызовы простого, казалось, сюжета. Это немного детектив: герой пытается найти обидчика своей жены. Но там нет выстрелов, убийств и мордобоя, да и случай не криминальный — бытовой, но ставит героя перед мучительными вопросами. И я мало знаю картин, где становилось стыдно за свои скороспелые выводы и приходилось вместе с героем их пересматривать — думать вместе с ним. Наконец, нам по-новому открылся Иран — страна людей абсолютно европейских по духу: герои — актеры театра, который играет "Смерть коммивояжера" Миллера, и сцены из спектакля придают дополнительный смысл происходящему. Фильм возвращает цену таким категориям, как достоинство, кодекс чести, гордость и страх позора, который равен смерти. Стыдный поступок одного порождает жажду мести в другом, и теперь вопрос в том, где нужно остановиться, чтобы малое зло не породило зло большее. Со столь тонкими бытовыми материями умеет работать только очень большой мастер, и мне кажется важным, что Фархади снова возвращается к этим темам.

Ну а конкурсный пока завершала "Она" — первый французский фильм Пола Верховена с выдающейся работой Изабель Юппер. Моральные координаты картины так диаметрально противоположны иранской драме, что, подозреваю, рядом они оказались не случайно — фестиваль выстраивает свою драматургию. Как и у Фархади, героиня Верховена в своем доме подверглась насилию — на этот раз жесточайшему и циничному. Но реакции на это совершенно разные. Героиня Юппер самостоятельна, деловита и внутренне свободна — в том числе и от общепринятой модели поведения. Ее реакции непредсказуемы, и они вне морали — у нее в этом смысле прочная закваска: отец с темным прошлым, престарелая мать, крутящая роман с альфонсом, балбес сын, уверенный в том, что родившийся у подружки чернокожий младенец — его ребенок. У нее соответствующая профессия: под ее руководством команда программистов создает видеоигры с монстрами — тоже максимально жестокие и натуралистичные. Верховен в интервью отрицал любые моралите и фрейдистские мотивы фильма, но садомазохистские утехи составляют пружину сюжета, а связь видеоигр с природой такого человеческого характера очевидна. Почти физически — как в тех видеоиграх.

Изабель Юппер сказала: такой мощный саспенс возникает в силу характера героини, от которой не знаешь, чего ждать. Так и в жизни: мы сталкиваемся с проблемами, но не видим решений — просто продолжаем жить. "Именно это я и делала в фильме", — сказала актриса. Насилие отвечает внутренним потребностям героини, оно живет в темных закоулках ее сексуальных грез — отсюда ее тяга к насильнику, которая сублимировалась в придумывании видеоигр и получила выход в реальность.

Фильм предполагалось снимать в США, но там актрисы одна за другой отказывались от роли. Юппер уже играла подобный характер в "Пианистке" Михаэля Ханеке, она отважна и в новой роли. Создатели картины не настаивают на типичности героини — наоборот, подчеркивают ее придуманность, особость, отдельность. Но фильм живет своей жизнью и, как всякое крупное сочинение, открывает свободу для интерпретаций. Для меня он безусловно моралистичен: из него ясно, что монстров внутри нас общество уже производит индустриальными методами.

…И, наконец, вчера вечером жюри под водительством Джорджа Миллера объявило лауреатов 69-го Каннского кинофестиваля. Вот его результаты.

Лауреаты 69-го Каннского кинофестиваля

Золотая пальмовая ветвь — "Я, Дэниел Блейк", режиссер Кен Лоуч (Великобритания)
Гран-при — "Это всего лишь конец света", режиссер Ксавье Долан (Канада)
Лучшая режиссура — Кристиан Мунджу ("Выпускной", Румыния), Оливье Ассаяс ("Персональный закупщик", Франция)
Лучший сценарий — "Коммивояжер" (Асгар Фархади, Иран)
Лучший актер — Шахаб Хоссейни ("Коммивояжер", Иран)
Лучшая актриса — Жаклин Жозе ("Ма Роса", Филиппины)
Приз жюри — "Американская милашка", режиссер Андреа Арнольд (США)
Приз Фипресси — "Тони Эрдманн", реж. Марен Аде (Германия)
Главного приза конкурса "Особый взгляд" — "Самый счастливый день в жизни Олли Маки", реж. Юхо Куосманена (Финляндия).
Российский фильм "(М)ученик" Кирилла Серебренникова получил премию Франсуа Шале; ею независимое жюри награждает работы, затрагивающие самые болевые точки современной жизни.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0




Другие новости этой рубрики
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьПодробнее

0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x
Яндекс.Метрика