Новости: Компании Нижнего Новгорода

Вернуться на главную

Племена внутри компании : как это угрожает бизнесу?

Племена внутри компании : как это угрожает бизнесу?
Американский писатель Дэйв Логан в своей книге «Лидер и племя» пишет о том, что все люди сбиваются вокруг лидера в племена. Это же относится к племенам в компаниях. И если этими племенами не начать управлять, они способны разрушить бизнес.
Как определить племена
Для начала следует определить сами племена. По каким признакам их можно распознать? Племена всегда формируются вокруг неформальных лидеров, которые и задают настрой и традиции «своим» людям. Выявите лидера – и вы увидите, кто создает его постоянный круг общения. У людей одного племени есть свои традиции – например, они ходят пить чай, прогуляться в обеденный перерыв или на перекур в одно и то же время и вместе. Их отличает определенная лексика - специальные выражения, которые они используют. Еще одна возможная отличительная черта племени – дресс-код. В одной компании сотрудники одного племени всегда ходили в брюках, даже девушки.
HR-директору не стоит выбирать ни одно племя. Важно быть в хороших отношениях со всеми неформальными группировками, чтобы понимать ситуацию в компании и влиять на нее.
Риски племен для компании
Первый риск — неправильная передача информации, ее сокрытие. HR-менеджеру нужно понимать, на каком из этапов внутрикорпоративных коммуникаций происходит утечка, искажение информации. И есть ли сотрудники, которые сознательно создают такую ситуацию в своих интересах.
Второй риск наличия племен в компании - противостояние отделов. Причем, это отражается и на клиентах. Это заметно по срывам поставок, по некачественному сервису. Обратите внимание, как сотрудники реагирует на эти нестыковки. Если вы слышите слова «Опять эти… все испортили…», то можете делать выводы.
3. Неформальный лидер может настраивать «своих» людей против руководства или против определенных линейных руководителей. Важно наладить с лидером контакт и контролировать его поведение. Иногда проще уволить такого лидера, если он негативно влияет на компанию.
4. Сданные не в срок проекты и документы.
Как не допустить офисных войн?
Именно директора по персоналу и руководители отделов должны стать миротворцами, чтобы не допустить «офисных войн». Например, отдел продаж и бухгалтерия открыто конфликтуют: отделы состоят из двух племен под руководством лидеров. Они никак не могут договориться о том, кто кому и что должен в плане оформления документов. Это классическая борьба людей, нацеленных на «процесс» и людей, нацеленных на «результат».
Директора по персоналу и руководители отделов должны сесть за стол переговоров, чтобы пресечь подобные конфликты и привести стороны к взаимному компромиссу. В противном случае такая офисная война может длиться годами. При этом страдают и клиенты, и персонал. Работать в такой атмосфере крайне сложно. А клиенты не понимают, почему происходит задержка информации, либо продукции.
 Интересы бизнеса превыше всего
Каким образом следует наладить бизнес, чтобы племена не могли влиять на его эффективность? Оцените документы внутрикорпоративной политики. Если в структуре компании есть двойное подчинение, то, как правило, в этом месте в бизнес-процессах образуется проблема. Со временем количество подобных пробелов в бизнес-процессах будет расти. Первый маячок подобного – заявления сотрудников «Этим наш отдел не занимается». Важно четко описать бизнес-процессы и отрегулировать их эффективность. Тогда племена не смогут сваливать задачи друг на друга.
Также в каждом отделе должны быть документы, четко описывающие, в какие сроки и по каким направлениям сотрудничают отделы. И если один отдел не дает в нужные сроки информацию или документы – должны быть определенные наказания.
Часто компания декларирует то, что мы большая команда, но система мотивации настроена на не на командные, а на личные достижения. Важно наладить именно командный дух, чтобы племена понимали – им все равно придется сотрудничать. Иначе противостояние скажется на их материальной и нематериальной мотивации. Постарайтесь также выявить неформальных лидеров и пообщаться с ними. Цель – показать, насколько выгодно и им, и их командам объединяться для достижения общих целей.
Каким образом следует наладить бизнес, чтобы племена не могли влиять на его эффективность?
Первое. Четко опишите бизнес-процессы и отрегулируйте их эффективность.
Второе. Оформите для каждого отдела документы, описывающие, в какие сроки и по каким направлениям сотрудничают отделы.
Третье. Наладьте командный дух. Ставьте командные цели
Четвертое. Выявите неформальных лидеров и постоянно общайтесь с ними.
Что делать с новичком?
Теперь про процесс адаптации новичка. Приходя в компанию, он думает, к какому племени примкнуть. Цель руководства – сплотить всех новичков и все племена вокруг общих целей. Если же новичок во время адаптационного периода будет метаться между племена, он не будет эффективным.
Для комфортного и эффективного входа в коллектив, необходимо максимально быстро ввести нового коллегу в курс дела. Профессионально отстроенная система адаптации с пошаговым «введением» нового сотрудника экономит деньги компании, поскольку: снижает текучку, снижает расходы на подбор и на рекрутеров, продлевает срок работы сотрудника в компании и минимизирует время, когда сотрудник уже вышел на работу и получает зарплату, но никак не может приступить к выполнению своих обязанностей.


Марина Сипатова.
 
 

Комментарии читателей

    Нет комментариев


Это интересно: