В Нижнем Новгороде стартовал социальный проект "Грамотный Нижний". Профессиональные филологи готовы оперативно помогать всем неравнодушным к русскому языку нижегородцам.
Телефон звОнит или звонИт? История этой — как говорят лингвисты — живучей ошибки насчитывает свыше ста лет. В начале XIX века глаголы произносились с непривычным современному уху ударением на окончание — "варИт", "солИт", "дружИт", "звонИт". Но со временем сама разговорная речь переставила ударение в глаголах на первый слог. Отсюда "вАрит", "сОлит", "дрУжит" и "звОнит".
Правда, такой вариант оказался чужд носителям литературного языка. Чтобы примирить обе стороны, враждующие до сих пор, в современных орфоэпических словарях норму "звОнит" признали допустимой, но только в разговорной речи.
Еще в списке самых популярных лингвистических сомнений: одеть и надеть, ложИть и класть, прийти и придти. Так, одеть можно кого-то — ребенка или предмет, подобный человеку — куклу, а надеть можно только вещь. Например, платье или противогаз. Слова "ложИть" вообще не существует, а вот прийти — можно только с "И" краткой.
Тем нижегородцам, кто сомневается и не стесняется удовлетворять свое языковое любопытство, готовы помочь в службе экстренной лингвистической помощи. С конца мая на Филфаке Нижегородского госуниверситета заработала "горячая" электронная почта. Профессиональные филологи консультируют абсолютно бесплатно.
ЕЛЕНА ЖДАНОВА, АССИСТЕНТ КАФЕДРЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ННГУ ИМЕНИ Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО: "Допустим, спрашивают о слове "блогер" — одна или две буквы "г", о корнях с чередованием типа гор-гар, зор-зар. Достаточно часто звонят и пенсионеры — очень социальная активная часть общества".
Такая необычная служба появилась в рамках социально-просветительского проекта "Грамотный Нижний" — наряду с олимпиадами по русскому языку, мастер-классами, городскими акциями. Автор проекта Елена Маринова рассказывает — все это отклик на живой интерес нижегородцев к родному языку. Правда, филолог констатирует — повышать свою грамотность стремятся так называемые носители литературного языка — образованные люди. А вот разговорная речь наоборот — грубеет и упрощается.
Читать книги, учить наизусть из них отрывки и даже переписывать. Филологи в один голос говорят — пожалуй, эффективнее этих способов в поднятии уровня грамотности просто нет. А на помощь они всегда готовы приЙти в службе экстренной лингвистической помощи.
Служба экстренной лингвистической помощи, электронный адрес: gramotnynizhnij@yandex.ru
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
< Рекомендации партнеров >