НОВОСТИ

10.11.2009 15:04
Категория: Основы ислама

Условия (шурут) действительности частичного омовения

http://islamnn.ru/

1. Омовение следует совершать чистой водой, а омовение, совершённое чем-­либо, кроме воды, действительным не будет, так как Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...» (Коран, 5:6).  

 

2. С кожи необходимо удалить всё, что может помешать доступу воды к тем частям тела, которые следует омывать (например, воск, тесто или краску).

 

Лак для ногтей, которым пользуются женщины, препятствует доступу воды к ногтям, и поэтому омовение будет действительным только после удаления этого лака. Что же касается косметических средств, используемых для лица, и губной помады, то они не препятствуют доступу воды к телу, поскольку не являются вязкими и твёрдыми.

 

Если на руках или ногах человека окажутся небольшие следы жидкого растительного (топлёного) масла или что­-то наподобие этого и он совершит омовение, полив эти места водой, которая не дойдёт до кожи, такое омовение будет действительным, поскольку считается, что такие места были омыты. Если же его руки или ноги будут покрыты застывшим жиром или топлёным маслом, омовение будет недействительным, так как считается, что в подобном случае вода не дойдёт до кожи.

 

Если кольцо узкое, его необходимо сдвинуть с места, чтобы под него могла проникнуть вода, если же оно достаточно широко, сдвинуть его следует в соответствии с сунной.

 

Перед омовением женщина должна снять накладные ногти, поскольку они препятствуют доступу воды.

 

Протирание накладных волос недействительно, так как это равносильно протиранию головного убора, что не может служить заменой протирания головы во время совершения омовения.

 

3. Необходимо, чтобы процесс осквернения, несовместимый с омовением, прекратился. Так, недействительным будет омовение того, кто, не имея для этого достаточных оснований, приступит к нему, прежде чем у него перестанет выделяться моча или литься кровь из раны.

 

Точно так же недействительным будет омовение женщины, у которой не завершились месячные или послеродовое кровотечение.

 

Предписанные обязательные элементы (фуруд) частичного омовения

 

Предписанных обязательных элементов частичного омовения четыре:

 

1. однократное омовение лица;

 

2. однократное омовение рук до локтей (включительно);

 

3. однократное протирание четверти головы;

 

4. однократное омовение ног до лодыжек (включительно).

 

Обязательность этих элементов подтверждается словами Всевышнего: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...» (Коран, 5:6).

 

По высоте к поверхности лица относится всё, начиная от верхней границы лба и до нижней части подбородка, а по ширине — всё, что находится между мочками ушей. К лицу относится часть щеки между виском и ухом, а также выступающие наружу части сомкнутых губ.

 

Омовение наружной части густой бороды, сквозь которую не видно, что под ней находится, заменяет омовение кожи. Если же борода редкая и сквозь неё видна кожа, то её необходимо промыть водой. Промывать волосы бороды, свешивающиеся за пределы овала лица, не обязательно. Всё сказанное касается также усов, бровей и волос, растущих между нижней губой и подбородком.

 

Если ноготь является длинным и накрывает кончик пальца, мешая доступу воды к тому, что под ним находится, необходимо удалить препятствие и промыть то, что находится под ногтем.

 

Не следует во второй раз омывать то место, с которого были сбриты борода или усы, как не следует во второй раз омывать ссадину или голову после бритья.

 

Руки следует омывать вместе с локтями, а ступни ног — вместе со щиколотками.

 

Хотя в айате об омовении упоминание о протирании ног сочетается с упоминанием о протирании головы, это ещё не указывает на то, что можно ограничиться протиранием ног. Согласно единодушному мнению улемов, омывать ноги обязательно. Сообщается, что ‘Абдуллах б. ‘Амру, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как­-то раз) Пророк , отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время послеполуденной молитвы. Мы начали протирать ноги[1], и тогда (Пророк ) закричал: ”Горе пяткам от (мук) огня!”» (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах б. ‘Амру, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы с Посланником Аллаха  возвращались из Мекки в Медину. Люди добрались до источника воды ко времени послеполуденной молитвы и стали спешно совершать омовение. Подъехав к ним, мы увидели, что вода не касалась их пяток, и тогда Посланник Аллаха  сказал: “Горе пяткам от (мук) огня! Совершайте омовение полностью!”» (Муслим).

 

Передают со слов ‘Умара бин аль­Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что один человек, совершивший омовение, оставил неомытым место величиной с ноготь у себя на ноге. Это увидел Пророк , который сказал: «Вернись и соверши омовение как следует», после чего тот совершил омовение заново, а потом помолился (Муслим).

  

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.

Добавить комментарий

http://islamnn.ru/

Если Вы зарегистированы на сайте, то необходимо авторизоваться.