НОВОСТИ

05.06.2009 17:17
Категория: Основы ислама

Права ребенка в исламе (часть вторая)

http://islamrf.ru/

Мать имеет больше прав, чем отец, потому что она страдала во время беременности, рождения ребенка и проводила с ним бессонные ночи вскоре после его появления на свет. Это проиллюстрировано знаменитым хадисом (сообщенным аль-Бухари и Муслимом):

«К Пророку (мир ему) пришел человек и спросил его: “О, Посланник Аллаха, кто является человеком, который больше всех заслуживает мой почет, заботу и уважение?”

 

Пророк сказал: “Твоя мама”.

Человек спросил: “А потом?”

Пророк ответил: “Мама”.

Человек повторил вопрос: “А кто за ней?”

Пророк ответил: “Твоя мама”.

Человек спросил: “А кто же еще?”

Тогда Пророк ответил: “Твой отец”» (Ашшариф, стр. 104).

 

В связи с этим как матери мусульманские женщины пользуются большим уважением в исламском обществе. Это подчеркивается еще одним известным хадисом: «Рай лежит под ногами матерей» (передан Ахмадом).

 

Кроме неподчинения родителям, самым большим грехом является их оскорбление. Один знаменитый хадис гласит: «Пророк Мухаммад (мир ему) однажды сказал: “Один из самых больших – проклятие родителей”. Тогда среди людей, присутствующих при его словах, поднялся ропот непонимания: как здравомыслящий и верующий человек может проклясть своих собственных родителей? Пророк (мир ему) ответил: “Человек оскорбляет отца другого человека, а тот, в свою очередь, проклинает его отца; когда человек проклинает чужую мать, другие оскорбляют его мать”» (передали аль-Бухари, Муслим и аль-Карадави, стр. 234,  прим. 1).

 

Заключение

 

Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что права человека, включая права ребенка, были представлены Исламом более чем 14 столетий назад, задолго до того, как их приняла Организация Объединенных Наций. В системе Ислама права человека рассматриваются божественным руководством, а не инструкциями человека.

 

В Исламе также «права человека начинаются с прав ребенка», и даже более того, они не остаются моральными рекомендациями, а находят законное подкрепление в Шариате, гарантирующем ребенку полную систему прав. Права ребенка являются обязательным руководством как для каждого гражданина, так для общины и общества в целом.

 

Ответственность за ребенка несут семья, гражданское общество и правительство.

 

Опять необходимо подчеркнуть важность традиционной семьи, основанной на законных брачных узах между мужчиной и женщиной. Семья не только является моральным якорем общества, но также наилучшей средой для воспитания детей, нуждающихся в любви, заботе и наставлении обоих родителей.

 

Ирис Сафуат

 

 

Ирис Сафуат, член Международного исламского сообщества женщины и ребенка при Международном исламском совете по дауа и утешению (Египет)

 

Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, «аборт означает уничтожение зачатого живого человеческого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством».


В течение беременности и на протяжении всего брака жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности. В этом случае предписанный период выжидания после развода должен быть продлен от трех месяцев до момента рождения ребенка, и в это время муж не имеет права выгонять бывшую жену из своего дома.


Как гласит хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом: «Если кто-то претендует на отцовство человека, зная, что это не его отец, врата Рая будут закрыты для него». Что же касается недавно разработанного научного метода искусственного оплодотворения, оно запрещено только в том случае, «если донор семени не является мужем женщины».


«Принять чужого ребенка в семью членом этой семьи и позволить ему оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему мухаррам (родственниками по крови), является ошибкой, ведь ваша жена не является ему родной матерью, а дочь – сестрой… Более того, приемный сын имеет право на наследство имущества приемного отца и его жены, ущемляя права кровных наследников».


Принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему воспитание и образование, является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку «до трети наследства перед своей смертью».


Ислам защищает основные интересы ребенка, оберегая семью как естественную среду, обеспечивающую ему любовь, внимание и безопасность. Родителям не позволяется пренебрегать физическими и моральными потребностями ребенка. Оба родителя несут ответственность за наилучшее воспитание ребенка, являясь для него образцом хорошего поведения.


Вне всякого сомнения, дети имеют право на отдых и игры, которые являются необходимыми для их психологического и физического развития. Здесь опять нам на помощь приходит личный пример Пророка Мухаммада: традиция Ислама описывает его как заботливого отца и деда, который с удовольствием посвящал свое время играм с детьми и внуками, а также с малышами своих сподвижников. Более того, он поощрял спорт, особенно обучение плаванию и езде на лошади.


Родители имеют право выбрать образование, наиболее подходящее для своего ребенка, и вырастить его в соответствии со своей религией и культурой. Что же касается религиозного образования, дети должны знать, как молиться, с семи лет (Аль-Бухари и Муслим).


Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак.


Мухаммад Абдул-Рауф об образовательной системе в Америке: «Внедрение специального курса по половому воспитанию… необязательно, а включение в этот курс обучения технике секса неэтично, неприлично и оскорбительно для человеческого достоинства. Научная ценность полового воспитания успешно излагается такими дисциплинами, как биология и физиология, являющимися обязательными для школьной программы… Более того, предметы, направленные на половое воспитание, пренебрегают этическим аспектом секса».


Дети – наиболее беззащитные жертвы войн, междоусобной борьбы и стихийных бедствий. При этих обстоятельствах безопасность, питание, здоровье и образование детей не могут быть гарантированы. Детей забирают от родителей, они становятся сиротами и могут быть подвергнуты физическому и моральному насилию.


В контексте Ислама права человека, как и другие права и обязанности, установлены Богом и не могут быть модифицированы рукой человека. Дети появляются на свет с гарантированными правами и требованиями к их родителям, родственникам и обществу, в свою очередь, взрослея, они также обязаны придерживаться определенных норм морального поведения. Как сказано в Коране, родителей необходимо уважать и почитать.


Права человека, включая права ребенка, были представлены Исламом более чем 14 столетий назад, задолго до того, как их приняла Организация Объединенных Наций. В системе Ислама права человека рассматриваются божественным руководством, а не инструкциями человека.

 

 

Материал опубликован в российском журнале исламской доктрины "Минарет", №3 (17), 2008

Добавить комментарий

http://islamrf.ru/

Если Вы зарегистированы на сайте, то необходимо авторизоваться.