Шумоизоляция

Представим себе работающий двигатель. Звуковые волны, а попросту — шум, распространяется во все стороны :). Через металл стенки моторного отсека, штатную шумку, ковры и т.п. элементы салона интенсивность шума значительно понижается. Но мы его все равно слышим :). Проходя сквозь металл стенки моторного отсека (а также в любом другом месте — неважно), звуковые волны теряют свою энергию, но вызывают вибрацию поверхности. Более всего подобным вибрациям подвержены "плоские" поверхности большой площали: пол, крыша, стенка моторного отсека, филенки дверей, боковины багажника и т.п., менее — ребра жесткости кузова, элементы малой площади и с большим числом "изгибов" металла: стойки и др.. Вибрация — следствие перехода энергии звуковой волны в механическую энергию колебаний. Кроме того, вибрации металлических поверхностей связаны непосредственно с вибрацией элементов самого автомобиля, т.к. двигателя, трансмиссии, элементов ходовой части и т.д. Амплитуда вибраций металла невелика, но эти колебания порождают новые звуковые волны, которые мы также слышим. В жизни невозможно отделить первичные (проникающие в т.ч. через уплотнители) звуковые волны от вторичных (вызываемые вибрацией металлических поверхностей), слышен просто широкополосный шум.
Под шумоизоляцией подразумевается вибродемпфирование металлических поверхностей (материал наносится непосредственно на металл кузова) с целью "заглушить" вторичные звуковые волны, а затем укладка дополнительных шумозащитных материалов (у меня их несколько видов — в зависимости от цели применения разные структуры материала и т.п.). При вибродемпфировании поверхности механическая энергия колебаний площадей металла переходит в тепловую энергию слоя виброизоляции, таким образом значительно снижается интенсивность вторичных звуковых волн. При бюджетной шумоизоляции вибродемпфирующим материалом достаточно покрыть в районе 80-90% поверхности металла, не затрагивая ребер и других жестких частей кузова. Описанной обработке подвергаются стенка моторного отсека изнутри, пол салона, тоннель, филенки дверей (для звука делаем более специальные вещи, чем просто филенки, например, дверь — "закрытый ящик" во избежания акустического "короткого замыкания", т.е. заклеиваются технологические отверстия под картой или же вся площадь), крыша, багажник… Разбирается весь салон, включая, если необходимо, демонтаж торпедо и отопителя и поверх штатной виброизоляции укладывается слой (или несколько) дополнительной виброизоляции. Если штатная вибра не лежит на металле, от времени испортилась и т.д., ее можно демонтировать или попытаться уложить на место. Шумка укладывается под родные штампованные детали шумоизоляции, ковры и т.п.
Есть несколько видов прокладочных материалов для того, чтобы убрать ненавязчивые поскрипывания ("сверчки"), которые после шумоизоляции начинают здорово напрягать — ведь общий фон шума упал. Вообще, любые операции по шумоизоляции нужно делать с оглядкой на внутрисалонные шумы. Были случаи, когда локализация и устранение постороннего звука внутри салона представлялась практически невыполнимой задачей. К счастью, подобное — скорее исключение, подтверждающее правило о том, что "искоренение" внутрисалонных шумов — важнейший этап шумоизоляции салона.
Дребезжание и шумы внутрисалонного пластика (детали облицовки, в отечественных автомобилях — торпедо и т.п.) помимо прокладывания и проклеивания стыков также можно частично устранить с помощью вибродемпфирования больших площадей пластика специальным материалом, а чаще всего — обыкновенной легкой виброй.

Часто слышу вопросы, наподобие "Надо ли шумоизолировать крышу, двери, багажник?". Ответить однозначно нельзя, также как и на вопрос: надо ли делать дополнительную шумоизоляцию в принципе. Практически не встречал автомобилей, где крыша была бы вибродемпфирована с завода (исключение составляют большие универсалы и то частично). Отчасти объясняется тем, что относительно небольшое количество внешних шумов проникает через зону крыши. С другой стороны при движении на достаточно большой скорости крыша становится достаточно сильно вибронагруженной зоной — источником вторичных шумов. Есть еще такое явление как стук капель дождя по крыше и т.п. При обработке крыши вибро и шумопоглощающими материалами эффект от указанных неприятных явлений нивелируется в значительной степени. Были прецеденты, когда неприятный НЧ "гул" в салоне на больших скоростях удавалось убрать ценой лишь вибродемпфирования крыши.
Что касается дверей, то через них поступает достаточно большое количество внешних шумов, площади филенок велики (само стекло — отличный шумоизолятор). Поэтому обработка дверей по важности может уступать лишь самым шумящим зонам — стенке моторного отсека и полу салона. Часто качественная обработка дверей салона дает эффект, сравнимый с эффектом от обработки, скажем, такой важной зоны как пол. Особенно это касается автомобилей больших размеров с качественно заводской обработкой пола. Кроме того, следует упомянуть, что двери традиционно обработаны с завода не очень обильно (причем это касается и достаточно дорогих автомобилей).
Обработка жестких элементов и стоек, а также подкапотного пространства — дело, на мой взгляд, вторичное и оправданно лишь тогда, когда все остальное уже сделано. Если выполнять работы по принципу "мелочей нет", тогда стоит обратить внимание и на указанные зоны. Хотя, должен отметить, в автомобилях с дизельным двигателем вибродемпфирование лишь крышки капота способно дать ощутимый результат. С бензиновыми, увы, подобного эффекта обработкой лишь крышки капота не добиться.
К сожалению, автомобили разных марок и моделей существенно отличаются друг от друга, потому к каждому "больному" тут необходим абсолютно индивидуальный подход. Опыт работы позволяет мне выбрать наиболее подходящий вариант, лучший по соотношению цена/эффект, практически для любого авто — именно поэтому каждую новую модель я рассматриваю как совершенно незнакомый автомобиль!
И напоследок несколько слов об эффекте. К сожалению, никакая дополнительная шумоизоляция не способна кардинальным образом изменить шумовую картину внутри салона. Самые тихие автомобили практически всегда совершенны конструктивно. Т.е. главным способом борьбы с шумами (это больше относится к отечественным автомобилям) все-таки является конструктивная доработка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0




Другие новости этой рубрики
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьПодробнее

0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x
Яндекс.Метрика