БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ - БЕСПЕЧНЫЙ РУССКИЙ БРОДЯГА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Борис Гребенщиков - беспечный русский бродяга в Нижнем Новгороде
Борис Гребенщиков - беспечный русский бродяга в Нижнем Новгороде20 апреля в «Юпитере» собралась необычная публика. Начиная с 6 часов вечера, по холлу концертного зала чинно прогуливались солидные пары - мужчины представительского класса со своими очаровательными спутницами. Атмосфера была пропитана предвкушением чего-то сильного и удивительного. Именно в этот вечер на сцене «Юпитера» выступала легендарная группа «Аквариум».

О себе

Вы получили недавно новое сакральное имя. Расскажите поподробнее, как это получилось? И что изменилось в вашей жизни, в связи с появлением нового имени?

Б.Г.: Шри Чинмой счел возможным и нужным отдать мне это имя. Это очень большой комплимент для меня, потому что он ко мне относится по-моему лучше, чем я того заслуживаю. И мне это приятно, потому что он человек большой и настоящий. И общение с ним многого стоит.

Вы всегда с большим почтением относились к восточным культурам. Как вы оцениваетет тот факт, что сейчас все больше оборотов набирает направление фэн-шуй. Вы используете его в бытовых целях или только в философских?

Б.Г.: Вы знаете, так же как и любую другую науку, фэн-шуй стоит иметь ввиду в процессе повседневной жизни. Но, согласитесь, не всегда сцену или гостиничный номер можно обустроить правильным образом, даже если бы у нас был специалист. Но, все равно, кое-что мы все-таки имеем в виду. То есть, так скажем, общую идею.
Фэн-шуй же, в принципе, вполне бытовая наука, так же, как и астрология. Она не для того, чтобы сделать человеческую жизнь лучше когда-то, она для того, чтобы сделать жизнь лучше вот прямо сейчас.

Имея такой большой жизненный и творческий опыт, не было ли у вас никогда идеи написать мемуары?

Б.Г.: Мемуары будут писать только те, кто не состоялся, кто не договорил. Ему хочется рассказать про себя – вот посмотрите, какой я. Мне это не нужно.

Вы когда-нибудь сожалеете о чем-либо?

Б.Г.: Меня раздражает мысль о том, что если я некогда умру, очень большое количество красоты останется мало известной. Потому что только я вижу эту музыку, только я ее так чувствую. Другой может видеть ее лучше, но ТАК отношусь только я.

Немного о семье

Через неделю на экраны выходит фильм, в котором снималась ваша дочь. Как вы вообще относитесь к ее творчеству? Советуется ли она с вами?

Б.Г.: Нет, я не компетентен в этих вопросах. Я считаю ее значительно умнее себя в этом смысле. И вполне доверяю ей в том, что она делает. Я знаю, что она получает от этого удовольствие. И делает это профессионально. Я только рад за нее.

А вам нравится то, что она делает?

Б.Г.: Знаете, я видел очень мало. То, что я видел очень давно, было очень неплохо сделано.

О музыке и группе «Аквариум»

В этом году группе «Аквариум» исполняется 35 лет.

Б.Г.: Уточняю, 350лет.

Хорошо, 350 лет. Есть ли в планах снять фильм о группе к этому событию?

Б.Г.: Фильм уже вышел. Он называется «Тур». Это документальный фильм про «Аквариум» сегодняшнего дня. И люди, которые его видели, пишут в Интернете, что им понравилось.

В связи с юбилейными годом, у вас не было желания пригласить всех бывших участников «Аквариума» на общий концерт?

Б.Г.: Очень часто мне задают этот вопрос. Мы думали об этом, когда нам было 250 лет. И группа, которая тогда со мной играла, чудовищно обиделась. Можно играть со старыми музыкантами, которых я очень люблю, но это тоже самое, что неожиданно для шоу спать со старой женой. Очень хорошо, но это было. А зачем в угоду шоу-бизнесу повторять то, что было? Пусть этим занимаются те, у которых кроме «было» ничего нет. А у нас есть. И то, что у нас есть, с моей точки зрения, значительно лучше того, что было. Я это понимаю очень хорошо. Музыка, которую мы играли раньше имеет ностальгическую ценность, в основном. А сегодня музыка для меня имеет сегодняшнюю ценность.


Вы нас порадуете в ближайшем времени новым альбомом?

Б.Г.: Я в этом пока неуверен. При графике наших гастролей за последний год, начиная с сентября, у нас нет времени на то, чтобы где-то отмокнуть и начать писать песни. А уж тем более их записывать. Что-то появится, так появится. Дай Бог.

Борис Борисович, вы позиционируетесь как лидер группы «Аквариум». В связи с этим такой вопрос - кто в группе решает, что войдет в следующий альбом, а что нет?

Б.Г.: вы знаете, мы решаем это все вместе. Если кто-то скажет что это или то плохо, то эту вещь мы скорее всего не возьмем.

Т.е., вы не диктатор в группе?

Б.Г.: Нет, я – диктатор, тиран, Сталин и все остальное, но раз мы играем вместе, то мы и решение принимаем вместе.

С кем бы из нынешних музыкантов вы хотели бы сыграть?

Б.Г.: В идеале, я бы хотел поработать с рядом этнических музыкантов, потому что они умеют делать то, что мы, к сожалению, не умеем.

После написания песни, кто первым ее оценивает? И насколько важно для вас это мнение?

Б.Г.: Моя жена. Она, в основном следит за тем, чтобы не было каких-то ускользнувших от меня сочетаний слов, которые могут принести очень плохие результаты. Она большой мастер фэн-шуя. Я ей доверяю в этом.


Вы на каждом из своих концертов исполняете песни из альбомов, написанных в разное время. Как вы думаете, ваши песни взрослеют вместе с вами?

Б.Г.: Это смело сказано, потому что многие песни себя заявили вспышкой. И они актуальны только в один момент. Но есть и другие. Например, понятно что когда мы сегодня отыграли «Рок-н-ролл мертв» - это песня не про 82 год, эта песня про сегодня. Каждое слово попадает на удивление точно.

А есть еще песни с необычной судьбой?

Б.Г.:Да! Вы не представляете что со мной было, когда я понял, о чем песня «Железнодорожная вода»! Я ее написал как дурак. Спел. А теперь посмотрел и понял, о чем я пою. Я попросил железнодорожной воды и с тех пор я 16 лет нахожусь на железной дороге. Поэтому к словам нужно относиться очень внимательно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется! Вот – отзывается теперь.

Если бы у вас было больше свободного времени, чтобы вы предпочли делать – записывать песни в студии, гастролировать, сниматься в концертах, передачах, шоу или что-то еще?

Б.Г.: Сниматься жестко и не интересно – это 100%. В данный момент нам интересно играть. За год я вижу, куда мы приходим, куда растем, да даже за пол года. Мне интересно, что будет дальше.

Как вы относитесь к видеолизации ваших песен, т.е. клипам?

Б.Г.:Я вообще не люблю телевидение, я его не смотрю. Поэтому я не понимаю, как можно музыку показывать. Что там можно показывать? Ногти того человека, который играет на гитаре? Клипы – они все плохие.

Но у вас есть клипы? Они плохие?

Б.Г.: У нас 2 чуть-чуть едва-едва держащихся клипа: «Гарсон №2» и «Этот поезд в огне». Один - халявный, второй – просто потому что его снимал очень хороший человек. А так, у нас показывать абсолютно нечего, да и не зачем.

А клипы других групп вы тоже считаете не достойными?

Б.Г.: Что касается остальной музыки – звучит прекрасно, но смотреть на них – может вырвать, потому что скучно очень.

Вы любите участвовать в музыкальных фестивалях?

Б.Г.: Нет, потому что на фестивалях, по сравнение с сольными концертами совершенно другое настроение. Там, как правило, 20 тысяч человек стоят и занимаются своим делом, а другие 6 или 8 человек на сцене занимаются своим делом. Связи между ними нет никакой.
Я очень хорошо помню, как Игги Поп выступал на рок-фестивале «Крылья». Игги Попу было насрать на «Крылья» и «Крыльям» было насрать на Игги Попа.

Ваши выступления - это целые шоу, которые состоят из качественной музыки и светового представления. Не было мысли, в связи с этим, написать что-то большее, чем песня. Например, оперу или мюзикл?

Б.Г.: Мне кажется, что единственная ценность «Аквариума» - это то, что мы честно делаем то, что мы чувствуем сегодня. Любой больший жанр замыкает в определенные правила: мы обязаны делать это – так, а вот это – вот так. Искренность сразу теряется. Все это для произведения эстрадного искусства. Пошло оно, сами знаете куда…


О концерте в Нижнем Новгороде

Сегодня был очень большой, трехчасовой концерт в котором прозвучали как старые хиты, так и совсем свежие песни. Подборка песен была очень оригинальной и интесной. Как вы составляете плэй-лист концерта?

Б.Г.: Удивляем самих себя, когда составляем. Сегодня прозвучали песни, которые вообще не были предусмотрены, поэтому пришлось быстренько вспоминать что и как.

Б.Б., на концерте исполнение ваших песен отличается от их звучания в записи на дисках. Очень много инструментальных проигрышей, свободных импровизаций. В связи с этим хотелось бы спросить, допускаете ли вы импровизации во время концерта?

Б.Г.: Это интересный вопрос. Такие люди, как Брайн Ферри или Пинк Флойд настаивают на том, чтобы на концерте все звучало нота в ноту. А если, скажем, Джон Калтрейн играл бы так, то его после двух концертов забросали бы шапками и гнилыми яйцами. Я нахожусь в состоянии Калтрейна, потому что, если каждый раз играть одно и тоже, то это будет не игра музыки, а просто ее исполнение. А у нас в группе такие люди, которые могут хорошо играть, а не просто исполнять.

А вы, таким образом, вы ступаете в роли дирижера, который руководит этим музыкальным процессом?

Б.Г.: Скорее профсоюзный лидер.

Сегодня на концерте, вы назвали Нижний Новгород провинцией. Вы на самом деле так считаете?

Б.Г.: Боюсь, что в России все провинция, кроме Москвы. Петербург – это тоже провинция, хотя они сами себя считают столицей, но это проявление несколько отсталое от жизни.

А то, что НН – это третий город после Москвы и Питера и мы считаем себя 3ей столицей. Что вы думаете по этому поводу?

Б.Г.: На вашем месте, я бы не стал этого делать. Быть столицей – это себе дороже. Нет, пожалуйста, становитесь если хотите. Но тогда у вас тоже каждый день будет играть Стинг и вам это будет уже все равно, и будет плевать на все остальное.

Вы сегодня выступали на фоне черепа с костями на заднем плане сцены. С чем это связано?

Б.Г.: Объясняю. Давайте вернемся к изначальной ценности этого символа. Не все, наверное, замечали, но этот символ вы можете увидеть в любой церкви, в основании большого креста – это череп Адама. Под этим же знаком и символом тамплиеры шли в бой, потом пираты у них «слямзили» этот знак. Позволю себе немного углубиться в историю пиратства, чтобы объяснить значение этого символа точно. Черный флаг с черепом означал – церемониться никто не будет, красный флаг означал, что всех вырежут.
У нас был черный флаг – вырезать мы не будем, но и церемониться тоже.

А как вы его (этот череп) называете между собой внутри группы?

Б.Г.: Еще с 1657 года мы его называем Веселый Роджер.

Сегодня был очень длинный 3х часовой концерт. Это для вас норма или нет?

Б.Г.: Это был еще короткий концерт.

Как вы относитесь к тому, что на ваших, впрочем так же как и сегодня, концертах зрители танцуют в зале?

Б.Г.: Если бы они все танцевали, нам было бы еще лучше.

Значит, все дело в том, что вам предлагают неподходящую площадку для выступлений? Как вы пытаетесь изменить ситуацию?

Б.Г.: Мы пытаемся это сделать. Промоутеры в городе говорят нам, что это не может получиться. Хотя нам очень хочется, чтобы вы танцевали на нашем концерте. Если это было бы так, то концерт бы шел ровно вдвое больше. Может быть мы смогли играть и до утра.

Об увлечениях

Сергей Соловьев сейчас снимает продолжение фильма «Асса». Знаете ли вы что-нибудь об этом проекте и участвуете ли вы в нем?

Б.Г.: Мы с ним с самого начала договорились, что моей ноги там не будет, как и голоса тоже, потому что фильм будет представлен в его понимании сегодняшнего дня, а у меня свое понимание. И чтобы не терять с Сережей «взаимной любви», мы решили так решить ситуацию.

Что вас сейчас интересует из литературы?

Б.Г.: Я сейчас читаю Вербера. Писатель он плохой, а идеи у него хорошие. Люблю Пелевина, многое читал у него.


Что вы слушаете в машине?

Б.Г.: Последнее, что я слушал в машине – это 3 альбома Элвиса Пресли где-то с 61 по 63 год, 9я симфония Шуберта и очень много Баха.


Вы уже давно пробудете себя в разных областях творчества. Одна из них – радио ведущий. Будите ли вы продолжать свою работу на радио «Россия»?

Б.Г.: Да. И формат радио «России» меня вполне устраивает. Это радио действительно слушают по всей России и в деревнях тоже и на окраинах, и понятно почему.

Вы ездите по деревням?

Б.Г.: вы знаете, не все деревни способны поднять наш концерт. Скажем прямо, я таких деревень очень мало видел. Но все возможно…


Корреспондент ГИПОРТ.РУ
Ася Хапугина

Благодарим концертное агентство "Ледаро-Арт" и лично Ольгу Райс за организацию пресс-конференции с Борисом Гребенщиковым